I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Муниципальное образовательное учреждение Искровская средняя общеобразовательная школа, в дальнейшем именуемое “Учреждение”, функционирует с 1939 года. На основании решения Новосибирского Облисполкома № 542 от 06.08.1975 года Искровская восьмилетняя школа реорганизована в среднюю школу с 1 сентября 1975 года. В связи с решением 7 сессии Совета депутатов Черепановского района «О разграничении объектов муниципальной собственности», распоряжением главы территориальной администрации Черепановского района № 88 от 12.05.1999 года “О переименовании образовательных учреждений” Искровская средняя общеобразовательная школа реорганизована в Муниципальное образовательное учреждение Искровскую среднюю общеобразовательную школу. Постановлением главы администрации Новосибирской области от 22.10.2001 № 978 “Об утверждении перечня объектов собственности области” и, руководствуясь п.2.1. ст.37 Закона Новосибирской области “О территориальных органах государственной власти в Новосибирской области” от 15.03.2002 № 13-03 считать средние общеобразовательные школы района объектами собственности области. Распоряжением территориальной администрации Черепановского района № 486 Р от 11.11.2002 “О внесении изменений в реестр объектов областной собственности и приведении в соответствие действующим законодательствам учредительных документов образовательных учреждений” муниципальное образовательное учреждение Искровская средняя общеобразовательная школа переименована в областное государственное образовательное учреждение Искровскую среднюю общеобразовательную школу. Распоряжением губернатора новосибирской области № 318-р от 28.03.2005 «О передаче областных государственных образовательных учреждений и иного имущества, находящегося в государственной собственности Новосибирской области, в собственность муниципальных районов и городских округов Новосибирской области» и распоряжением главы Черепановского района переименована в муниципальное образовательное учреждение Искровскую среднюю общеобразовательную школу.
1.2. Учреждение является правопреемником областного государственного образовательного учреждения Искровской средней
общеобразовательной школы.
1.3. Наименование Учреждения:
полное: муниципальное образовательное учреждение Искровская средняя общеобразовательная школа,
сокращённое: МОУ Искровская СОШ.
1.4. Учреждение является некоммерческой организацией.
1.5. Учредителем Учреждения является администрация Черепановского района. Учреждение находится в ведомственном подчинении управления образования Черепановского района.
1.6. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчётный счет, круглую печать со своим полным наименованием, изображением Герба Российской Федерации, имеет угловой штамп с полным наименованием.
1.7. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт учредитель.
1.8. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, законом «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», другими законодательными и нормативными актами, Гражданским кодексом, настоящим уставом и нормативно-правовыми актами органов местного управления Черепановского района, решениями управления образования Черепановского района.
1.9. Учреждение от своего имени может заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.10. Учреждение приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.
1.11. В Учреждении не допускается создание политических партий, общественно-политических и религиозных движений и военизированных организаций.
1.12. Учреждение расположено по адресу: 633542 п.Искра Черепановского района Новосибирской области, ул.Центральная 4 - А
1.13. Учреждение создаётся на неограниченный срок.
Учебный план школы построен на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Учащиеся обучаются по общеобразовательным программам, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации.
Школа работает в одну смену. В смену обучается 10 классов – 132 ученика. Режим работы школы определяется шестидневной рабочей неделей, начало занятий – 8-30, продолжительность урока – 45 минут.
Школа имеет благоприятное социально- культурное окружение. Важнейшими культурно-спортивными учреждениями, воспитательные возможности которых использует наша школа, являются плавательный бассейн в спорткомплексе ДК, музыкальная и художественная школы, спортивный зал и стадион, детско-юношеский клуб физической подготовки.
Спортивные секции посещают 40 учащихся, техническим творчеством занимаются 20 учащихся, посещают кружки художественно-эстетического цикла 50 уч-ся, в музыкальном и художественном кружках 43 уч-ся.
К положительным результатам работы школы можно отнести то, что за последние три года общая успеваемость учащихся 1-10 классов стабильно держится на уровне 99%. Наблюдается положительная динамика качества успеваемости по значительному количеству предметов (русский язык, литература, математика, физика и др.)
За время функционирования школы 8 выпускников окончили ее с серебряной медалью.
Для осуществления образовательного процесса в школе созданы необходимые условия. Кадровый состав изменялся, но в целом оставался стабильным, достигшим достаточно высокого уровня профессионализма и ответственности за результаты своего труда. Всего учителей 17. Качественный состав по уровню образования:
- высшее образование – 15 (88,24%)
- среднее специальное – 1 (5,88%)
- незаконченное высшее – 1 (5,88%)
По категориям:
- высшая – 2 (11,76%)
- 1 квалификационная категория – 6 (35,29%)
- 2 квалификационная категория – 3 (17,65%)
- соответствие занимаемой должности - 4 (23,53%)
- без категории – 2(11,76%)
За последние годы наблюдается рост профессионального уровня педагогов. Достаточно высокий кадровый потенциал, стремление учителей к повышению профессионального уровня и педагогическому поиску создают необходимые условия для развития и движения вперед. Финансовые условия для образовательного процесса в школе удовлетворительные.
Огромные изменения в стране в области экономики, политики, укладе жизни людей, их нравственности не могли не сказаться на системе образования в целом. Так насущной потребностью нашего времени стало воспитание высоконравственной, интеллектуально развитой духовной личности, имеющей высокий уровень образования и способностей адаптироваться в современном социуме.
Для того, чтобы повысить уровень активной познавательной и учебной деятельности школа с 2003 года работает над
Темой: «Развитие и воспитание творческой личности школьника в условиях модернизации Российского образования». Работа по этой теме педагогического коллектива строится в соответствии со следующей
Целью: Обеспечение различных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учащихся.
Задачи: 1) обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям содержания образования.
2) Развивать у учащихся стремление к самообразованию, саморазвитию.
3) Обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные способности учащихся.
4) продолжить работу по обеспечению психолого - педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
СИСТЕМА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ
И ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ.
Главным стратегическим направлением развития школы является создание условий для развития учащихся, их самоопределения и самореализации в учебной деятельности. Следовательно, система дифференцированного контроля и оценки ЗУН учащихся должна включать формы и методы, которые в максимальной мере учитывали бы особенности и возможности каждого ученика.
Особое значение в критериях оценки для нас имеет блок требований к сформированности общеучебных умений (ОУУ), так как включенность в самостоятельную познавательную деятельность и формирование качеств субъекта данной деятельности во многом зависит от уровня сформированности ОУУ.
Нормы оценивания ЗУН учащихся разработаны с учетом требований, изложенных в следующих документах:
1. Закон РФ «об образовании».
2. Типовое Положение «Об общеобразовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. № 196.
3. Устав школы.
4. Положение о формах и периодичности промежуточной аттестации учащихся школы.
1. Виды контроля результатов обучения.
Входной контроль- проводится в начале учебного года для определения уровня подготовленности к продолжению образования и как метод исследования на этапе констатирующего эксперимента.
Текущий контроль- позволяет дать оценку результатам повседневной работы. В процессе данного вида контроля устанавливается не только результат предшествующей работы, качество усвоения знаний, умений, навыков, но и готовность учащихся к восприятию нового материала. Текущий контроль как наиболее оперативная и динамичная проверка результатов позволяет выяснить сдвиг в развитии учеников и содействует организации ритмичной работы учащихся. Основная цель данного контроля – анализ хода формирования ЗУН, что дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины, принять необходимые меры к устранению, возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.
Итоговый контроль- проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Итоговый контроль по полугодиям в нашей школе регламентируется Положением о формах и периодичности промежуточной аттестации учащихся школы.
Цели промежуточной аттестации:
- диагностика уровня обученности учащихся по предметам;
- определение уровня освоения обязательного минимума содержания образования учащимися 2-11классов;
- контроль за уровнем сформированности учебных умений и навыков.
2. Методы и формы организации контроля.
Устный контроль – предназначен для проверки умения производить изученное, обосновывать отдельные понятия, законы.
При фронтальной работе опрашивать весь класс. Желающие отвечают на вопросы с места, уточняя, дополняя друг друга.
Индивидуальная форма - представляет ответы на серию вопросов. Ученики следят за ответами друг друга, расширяют, углубляют их, дают про себя оценку уровню сформированности знаний.
Названные выше формы устного контроля не являются универсальными, обладают каждая своими недостатками (поверхность ответов при фронтальном опросе, большой расход времени при индивидуальном), поэтому важно продумать целесообразность применения в каждом конкретном случае.
Во время применения технологии метода обучения в сотрудничестве целесообразно прибегнуть к групповым формам проверки знаний, при которых ученики одного звена спрашивают друг друга. При такой организации воспроизводится материал всеми учащимися, выясняются непонятные вопросы. Эта форма организации контроля успешно реализует обучающую и воспитывающую функции, но дает весьма приблизительное представление о качестве усвоения. Сильная сторона ее в том, что она способствует развитию речи учащихся и усвоению системы знаний, содействует повышению уровня самоконтроля учащихся.
Дифференцированно- групповая форма контроля усвоения ЗУН предполагает организацию контроля с учетом учебных возможностей учащихся. Всем ученикам даются упражнения, вопросы, задачи, примеры в соответствии с требованиями программы. Ученикам с высшими учебными возможностями предлагаются задания повышенной трудности, требующие более высокого интеллектуального напряжения. Эта форма контроля ограждает учеников от неадекватной самооценки, предъявляет требование работать на уровне способностей. В этом проявляется ее высокая воспитательная роль.
Письменный контроль - осуществляется в конкретные отрезки времени. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность мобилизовать усилия, знания и умение на безошибочное выполнение работы. Уроки письменного контроля обладают большой мобилизующей силой, требуя от каждого ученика проявления наибольшей активности в выполнении предложенных заданий, что содействует формированию ответственного отношения к учебе.
Самостоятельная работа - наибольшая по времени (15-20 минут) письменная проверка ЗУН школьников (или еще не пройденного до конца) теме курса.
Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления ЗУН, то она не оценивается (можно выделить отметкой лишь удачные, правильно выполненные работы).
Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.
Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально.
1. Индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, работающий в замедленном и ускоренном темпе.
2. Использовать индивидуальные самостоятельные работы для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания у него уверенности в собственных силах. (Данный вид проверки используется при устном опросе).
Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.
Предлагая проверочные контрольные работы педагогу, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей класса выравнивая. Этим учащимся необходимо предлагать учебные задания в соответствии с их учебными возможностями, уровнем подготовки. Например, предлагать решить более простую задачу, то есть рассчитывать трудности заданий таким образом, чтобы они были ориентированы на зону ближайшего развития учащегося.
Наиболее слабым детям в работе предлагать различные таблицы, памятки, алгоритмы и т.д.
Итоговые контрольные работы за полугодие или за год оцениваются отметкой, ориентированной на эталон.
3. Характеристика цифровой отметки и словесной оцкнки.
Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, по ориентировки на «Среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик имеет право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость.
С учетом современных требований к оценочной деятельности в школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «Очень плохо» (отметка «1»).
Норма оценок (Итоговые и текущие) по предметам соответствуют общим требованиям.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ
БАЛЛ «5» - Ставится, когда ученик обнаруживается усвоения обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах, последнее выполняет уверенно и аккуратно.
БАЛЛ «4»- ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательно и частично повышенного уровня сложности учебных программ; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.
Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением факторов и вытекающих из них обобщений.
БАЛЛ «3» - ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3» , зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий.
БАЛЛ «2» - ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
Способы определения у учащихся уровней развития умений учится во взаимосвязи с мотивами учебных действий.
Умение учителей различать в познавательной деятельности репродуктивные, частично – поисковые и поисковые действия учащихся является отправным моментом к овладению ими способами определения уровней развития у школьников умений учиться.
Учитель должен четко представлять, что изучать и как изучать. Необходимо знать список умений по уровням их развития, а так же способы их диагностики.
Уровень |
Основные умения восприятия и осмысливания знаний |
Репродуктивный |
1. Умение воспринимать и осмысливать знания в готовом виде (делить материал на смысловые части, выделить главное, составить план, тезисы, сделать выписки, вести конспект, наблюдать, измерять, делать опыты) по прямому указанию и предписанию учителя.
2. Те же умения воспринимать готовую информацию, но с элементами самостоятельного выбора способов деятельности из ранее известных способов. |
Продуктивный |
1. Умения частично- поисковой познавательной деятельности: умения осуществлять частично- самостоятельный поиск проблемы, гипотезы и ее решения.
2. Умения поисковой (творческой) познавательной деятельности, протекающей на основе изученного материала и широкого привлечения дополнительных источников. Это умения самостоятельно увидеть проблему, сформулировать ее, выдвинуть пути доказательства, реализовать разработанный план, сделать выводы и обобщения |
|
Основные умения закреплять и применять знания |
репродуктивный |
1. Умение отбирать и заучивать учебный материал своими словами и наизусть, строить рассказ по указаниям и инструкциям. Умение выполнять упражнения, наблюдения, опыты, лабораторные работы, решать задачи по готовым образцам и алгоритмам в стандартных ситуациях.
2. Умение отбирать и заучивать учебный материал своими словами и наизусть, строить рассказ с элементами самостоятельной группировки учебного материала и привлечение сведений из дополнительных источников. Умение выполнять упражнения, наблюдения, опыты, лабораторные работы, решать задачи в несколько измененной ситуации на основе готовых предписаний, но с элементами самостоятельного выбора способов методом проб и ошибок. |
продуктивный |
1. Умение частично- поисковой познавательной деятельности: конструировать рассказ в различных его вариантах (ответ на зачете, выступление на конференции и т.д.), используя при этом учебный материал разных предметов и дополнительные источники. Умения выполнять упражнения, наблюдения, опыты, лабораторные работы, решать задачи новой ситуации на основе частичной перестройки и выбора способов (мысленными пробами) из ранее известных способов.
2. Умения поисковой (творческой) познавательной деятельности, протекающей на основе изученного материала и широкого привлечения дополнительных источников: умения самостоятельно разрабатывать и применять высокоэффективные варианты рассказа, в том числе и наиболее сложные из них (умения дискутировать, выступать с докладом и научным сообщением и т.д.). Умения творчески применять и разрабатывать оригинальные способы решения задач в самых различных ситуациях. |
|
Основные организационные умения |
репродуктивный |
1. Умения планировать, реализовать план, анализировать результаты своей деятельности по прямым предписаниям и инструкциям (умения планировать необходимый объем учебной работы с учетом режима дня, чередовать последовательность различных видов труда и отдыха, умения сравнивать результаты выполнения заданий и успехов учения с поставленной целью и делать выводы, умения выполнять различные задания в условиях коллективной деятельности ( в знакомой ситуации).
2. Те же умения учащихся, но с элементами самостоятельного выбора способов из ранее известных в несколько измененной ситуации, с выходом за рамки учебника (от случая к случаю). |
продуктивный |
1. Умения самостоятельно поставить в новой ситуации отдельные цели и задачи учебной самообразовательной деятельности, разработать к ним планы к ним, создать необходимые условия для их реализации и выполнить план. Умения критически оценивать (частично самостоятельно ) достижение поставленных целей и корректировать свою деятельность, руководить в условиях коллективной деятельности.
2. Умения видеть в целом проблемы своей деятельности и правильно их формулировать, самостоятельно ставить перед собой общие цели и задачи учебной и самообразовательной деятельности, расчленять их на частные, разрабатывать оригинальные планы и реализовать их с достижением высоко эффективных результатов. Умения критически оценивать свою деятельность в личном и социальном аспектах, корректировать ход совей деятельности. Умения трудиться в коллективе, повести его за собой, способствуя его развитию. |
Концепция развития школы была разработана в соответствии со следующими принципами:
- концепция отражает основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с государственными стандартами изучения соответствующих учебных предметов, с нормативными документами городского управления образования, с Уставом школы;
- концепция охватывает такие аспекты совершенствования муниципальной общеобразовательной средней (полной) школы, как:
а) учебно- воспитательные;
б) научно- методические;
в) организационно – управленческие;
- концепция исходит из того, что учащийся является полноценным субъектом учебно- воспитательного процесса, он не только готовится к будущей жизни, но уже живет в том микросоциуме, которым является школы; поэтому главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но, прежде всего, - в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности своих воспитанников.
Выпускнику современной общеобразовательной школы необходимо владеть умением критически мыслить, способностью к самостоятельной познавательной деятельности.
На основании данной построенной концепции развития школа должна следующее:
По учащимся: 1. Повышение качественной успеваемости, стабилизации общей успеваемости учащихся школы.
2. Стабилизация и повышение положительной мотивации учения учащихся.
3. Повышение познавательной деятельности учащихся.
4. Сохранение имеющегося здоровья и его улучшение.
По учителям: 1. Повышение качества преподавания .
2. Повышение педагогического мастерства и педагогической компетенции учителя.
По администрации: 1.Повышение качества управленческой деятельности.
2. Повышение эффективной деятельности по управлению по всем показателям управленческих функций.